· Важную роль играют умения школьника проверять свои знания и исправлять своевременно ошибки. Это первое условие самоконтроля.
· Второе условие – бороться не только с ошибками, но и с причинами, их порождающими. Чаще всего школьники ошибаются из-за невнимательности и торопливости, из-за неумения сосредоточиться в работе. Чтобы устранить эту причину, надо воспитывать силу воли, внимание, аккуратность. Ошибки возникают также из-за недоработки на уроке, недопонимания чего-то важного, существенного и даже простого незнания. Поэтому нужно тут же, на уроке, проверить свои знания, обращаясь к учителю или ученику, чтобы этим предупредить возможные ошибки.
Часто ошибаются из-за того, что не умеют применять знания на практике.
· Третье условие самопроверки – умелое использование справочной литературы: словарей, энциклопедий, справочников таблиц. Самоконтроль можно осуществлять, сверяясь с образцами ранее решенных задач, написанного сочинения, подготовленного доклада. Помогут самоконтролю и специальные памятки, которые содержат правила, советы, алгоритмы разного вида работ.
· Четвертое условие самоконтроля – проверяйте свои знания не только после выполнения задания, но и по прошествии некоторого времени. Прочно только то знание, которое выдержало проверку временем. Проверяйте не только знания , но и умения, посредством которых вы получаете свои знания. К этим умениям относятся скорочтение, конспектирование книг и лекций, работа с книгой, рациональные приемы запоминания, умение производить различные мыслительные операции, безошибочный и быстрый счет и т.д.
Главное не в исправлении ошибки, а в устранении причин, ее породивших.